Главная » 2012 » Сентябрь » 22 » Поделки из керамики своими руками
18:52
Поделки из керамики своими руками
Что же такое керамика? Это изделия из глины, подвергнутые обжигу, то есть воздействию температуры свыше 600°. Расцветка изделий, матовая или блестящая поверхность их зависят от дополнительной обработки. От того, сколько содержится в глине измельченных горных пород — окиси железа или органических остатков, зависит пластичность глины и ее структура уже в обожженном состоянии. Дотроньтесь мокрым пальцем до обожженного изделия: если палец пристает, изделие пористое, если нет, спекшееся.

керамика

Глины бывают белые, красные, желто-охристые — так их называют в зависимости от цвета, получающегося при обжиге.



Главное условие доброкачественности рабочей глины — ее однородность. Поэтому, приготовляя глину, удалите из нее все камни .. комки, залейте водой и оставьте ее до размягчения. Затем промните всю массу до состояния крутого однродного теста. Готовая глина должна легко отставать от рук и не трескаться, когда вы ее начнете мять. Следите, чтобы в глине не осталось вкраплений гипса, алебастра, мрамора. Эти породы во время обжига приобретают гигроскопические свойства. Когда изделие остынет, они будут усиленно поглощать влагу из воздуха и порвут готовое изделие.

Для начала советуем вам сделать что-нибудь простенькое, например бусы. Слепите из хорошо промятой глины шарики, пластинки или трубочки. Если у вас есть разноцветные глины, тем лучше — вы сможете чередовать бусины не только по форме, но и по цвету. Очень изящны бусы из белой глины с орнаментом, который наносится кисточкой. Краской может быть раствор красной глины.
Если хотите, чтобы бусы блестели, добавьте в сырую глину 30% поташа. Чтобы они были легкими, можно добавить в глину немного древесных опилок. Во время обжига опилки выгорают, и керамика получается легкой. Сырые бусины проткните иголкой, нанижите на нитку и оставьте на полке на 5—7 дней. Обжигать их можно в любой печи, где температура поднимается постепенно.

Труднее — правда, и интереснее — вылепить кувшин, вазу, чашку. Начинайте опять-таки с простого, то есть с самых простых форм.
От хорошо размятого комка глины отделите кусочек и сделайте что-то вроде плотной лепешки — это будет дно сосуда. Оставшийся кусок раскатайте в одну длинную «колбаску» или несколько таких жгутиков. И ряд за рядом накладывайте их по периметру на дно сосуда, как показано на рисунке. Если задумали сделать сосуд, расширяющийся кверху, кладите «колбаски» по внешней стороне, если сужающийся, — по внутренней. Следите, чтобы жгутики плотно прижимались друг к другу. По мере роста сосуда внутреннее междурядье промазывайте более жидкой глиной — изделие будет прочнее. Делать это надо деревянной стекой. Иногда сырое изделие начинает оползать или расплываться. Не бросайте его, а укрепите глиняными подставками. Когда сосуд высохнет, подставки эти легко убираются.

Такой способ изготовления гончарных изделий называется ручным. Он удобен тем, что позволяет делать сосуды любого объема, любой формы.

Вручную можно сделать сосуд и с гладкой поверхностью. Возьмите более жидкую глину и замажьте ею снаружи междурядья сосуда, разгладьте поверхность стекой. Затем можно и украсить сосуд рисунком или орнаментом или отполировать, затирая руками. Если не удается придать сосуду строго симметричную форму, не огорчайтесь. Асимметричное изделие по-своему красиво, оно как бы хранит в себе тепло человеческих рук и в разных ракурсах смотрится по-разному.
Сделать сосуд правильной формы вам помогут вот эти несложные приспособления (см. рис.).

керамика

Вырежьте из жести шаблон, прикрепите его к устойчивой стойке имеющей высоту задуманного сосуда. Сам сосуд удобнее изготовлять на вращающейся подставке — турникете, который должен легко вращаться и быть устойчивым. Время от времени проверяйте форму сосуда шаблоном: подведите шаблон вплотную к сосуду и вращайте турникет. Пустое пространство между сосудом и шаблоном заполните глиной, а излишек снимите.

Для каждой новой формы нужен новый шаблон. Когда со временем глина станет в ваших руках послушной, а руки проворными, попытайтесь шаблон заменить стекой. Перемещая руку вверх и вниз по стойке, проверьте стекой участки сосуда: без особого труда вы увидите, где излишек глины, а где ее не хватает.

При изготовлении изделий на гончарном станке обычно пользуются высокопластичной глиной. Если таких глин в вашем районе нет, можно воспользоваться и обычной. Но помните: какую бы вы глину ни взяли, она должна стать год вашими руками однородной, одинаковой вязкости.

Приготовив глину, садитесь за станок. Положите комок на верхний деревянный кружок, определите центр будущего сосуде — см. рисунок — округлите его пальцами, смоченными водой (миска с водой должна быть под руками), и, вращая ногами круг, придавайте глине желаемую форму. Чтобы сделать совершенно ровную поверхность, обточите сосуд стекой. Теперь ниткой или тонкой проволокой срежьте изделие с формовального круга и поставьте его здесь же в мастерской подсушиться. Хорошо просушенный сосуд при легком ударе по его стенкам издает глухой звук. Вот теперь его можно ставить в печь для обжига.
Вы спросите:
— Как сделать гончарный станок!
Это совсем несложно. Рама, маховик — нижний диск, ось и рабочий диск — вот и все его части. Высота рабочего табурета должна быть такой, чтобы рабочий стол находился на уровне живота сидящего мастера, а ноги доставали до маховика.

Диаметр маховика пусть не превышает одного метра. Сбейте в два слоя кленовые, дубовые или березовые доски толщиной 3—4 см и сделайте колесо с конусным отверстием под ось строго по центру, чтобы маховик не «бил». Ось также целесообразнее сделать из твердого дерева, а ставить ее на опорный подшипник нужно строго под углом в 90° Здесь вам помогут уровень и отвес. К раме ось крепится через шарикоподшипники. Рама должка быть прочной и устойчивой, хорошо бы под нее приспособить старый ненужный стол с массивными ножками.

Заключительная операция — обжиг.
Что же происходит с глиной печке?
Вот она нагрелась до 100— 110°. Если бы вы попытались заглянуть в глину в этот момент через микроскоп, то заметили бы, что из нее обильно выпаривается влага; при 700—800" начинает выделяться гидратная — химически связанная — вода; химический анализ показал бы, что при 800—850° из глины удаляется вместе с дымом углекислый кальций; затем наступает процесс спекания черепа — остова изделия — и образование в нем сложных силикатов металлов. Пористое вначале изделие все более и более уплотняется, размеры изделия сокращаются.

Для обжига можно приспособить школьную электромуфельную печь. Если предельная температура вашего муфеля 800—900°, рекомендуем такой режим обжига. Включено: четыре раза по 5 мин. и последний раз — 10; выключено же соответственно через раз — 10 мин., 15, 25, 10 и 10 мин. После этого включите муфель надолго. Готовность муфеля к длительному обжигу проверьте так: всуньте в глазок муфеля бумажку, если она начнет дымить и обуглится, значит температура в муфеле достаточная. Предложенный нами температурный режим годится в том случае, если высушенные комочки глины, заложенные в муфель на гробу, не лопнут и не расколются. Вынимать изделие из печи нужно только после того, как печь совсем остынет.

Обжигать изделия можно и в обычной русской печке или в голландке.
Цвет черепка изделия зависит от атмосферы печи — будет ли тем избытой кислорода или недостаток.

На готовое гончарное изделие нетрудно нанести рисунок или орнамент ангобами, то есть разбавленной до состояния жидкой сметаны цветной глиной. Красный ангоб получается при употреблении глин, имеющих после обжига ярко-красную окраску, или от добавления к массе около 10 % светло-красной окиси железа. При ( свыше 1000° этот ангоб даст уже не красный, а коричневый цвет. Коричневый цвет получится также, если к крас-ножгущимся глинам добевить 3—10% охры, или 5—10% перекиси марганца, или 3—8% окиси железа и 1 % окиси хрома, а также смеси из трех этик веществ. Чтобы получить синий ангоб, добавьте к бело-жгущимся глинам (основа любого ангоба) 1—3% окиси кобальта, или 1—4% углекислого кобальта, или 2—6% фосфорнокислого кобальта. Добавляя кобальт к красножгущимся глинам, получите фиолетовые оттенки. Зеленый ангоб получается при добавлении к бе-ложгущимся глинам 0,5—3% окиси хрома, иногда с примесью 0,1—0,5% кобальтовых соединений или 1—3% окиси меди. Черный ангоб составляется из смеси окиси железз, хрома, марганца и кобальта — всего 8—10%. Красители с глм-ной перетираются в ступке до получения однородной массы. Чтобы придать ангобам блеск, добавьте 30% поташа. Ангобы можно наносить на изделие кистью или медицинской грушей. Иногда изделие просто поливают ангобом, а по нему процарапывают рисунок.

Глиняные изделия можно не только расписывать, но инкрустировать. По мере изготовления, например, сосуда между рядами глины вставляйте кусочки цветного стекла, но так, чтобы глина по краям плотно обжимала эти стекляшки, а они сами просвечивали. Кусочки стекла, смальты, кирпича или черепки от посуды можно также просто вминать в поверхность сырого изделия. Инкрустация получается интереснее, если она будет отличаться по цвету или по фактуре от черепа изделия. Изделие, инкрустированное стеклом или смальтой, надо обжигать при не более 800—850°С. Если же вы хотите, чтобы стекло или смальта при обжиге размягчились и потекли по изделию, температура в печи должна быть выше.

Чтобы элементарно овладеть искусством керамики, не нужно специальной подготовки или развитого таланта. Как в спорте, так и в искусстве результаты достигаются тренировкой. Посвящая свой досуг глиняной скульптуре, вы незаметно разовьете в себе чувство прекрасного. Умение же творчески подходить к работе, выполнять ее красиво пригодится в будущем, кем бы вы потом ни стали — учителем, инженером, агрономом.

Категория: Поделки из стекла, керамика | Просмотров: 1149 | Рейтинг: 0.0/0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.